Артём Вилкин: генеральная уборка в ЦСМС завершена, движемся дальше

Новая команда в Центр системы мониторинга рыболовства и связи пришла пять лет назад. За это время сделано многое: оптимизирована структура учреждения, налажена обратная связь с рыбаками, упорядочена и введена в эксплуатацию Отраслевая система мониторинга, созданы и доведены до ума цифровые сервисы для рыбаков – Электронный промысловый журнал и портал ОСМ. Об итогах работы в пятилетнем периоде, ключевых достижениях и планах на будущее рассказал в интервью начальник ЦСМС Артём Вилкин.

Пять лет назад Вы встали у руля Центра системы мониторинга рыболовства и связи. Каких основных успехов удалось достичь за эти пять лет Вам и команде ЦСМС?

Если коротко, то большую часть времени из этих пяти лет мы занимались расчисткой Авгиевых конюшен. Состояние дел в ЦСМС требовало генеральной уборки и раскладки по полочкам, чем мы и занимались.

Главное достижение этих пяти лет – формирование команды единомышленников от Калининграда до Дальнего Востока. Это люди, которые не просто ходят на работу, а душой болеют за наше общее дело и результат.

Другим важным достижением считаю выход распоряжения Росрыболовства о вводе в промышленную эксплуатацию ГИС Отраслевая система мониторинга (ГИС ОСМ). Этому предшествовала огромная работа специалистов ЦСМС по упорядочиванию ресурсов ОСМ, оформлению интеллектуальных прав на разработанное программное обеспечение, созданию нового программного обеспечения – портала ОСМ, его внутренней части для службы спутникового позиционирования, Электронного промыслового журнала для обработки судовых суточных донесений. Новые сервисы пришли на замену десяткам устаревших программ, созданным в регионах.

Мы провели фундаментальную работу в сфере информационной безопасности – выполнили комплекс мероприятий по физической и программной защите, что позволило в 2019 году получить аттестат соответствия ГИС ОСМ на предмет информационной безопасности.

Структура ЦСМС за эти 5 лет перетерпела существенные изменения. Расскажите, какие изменения произошли и чем были обусловлены?

Создание нового программного обеспечения, применение современных технологий обработки данных и обновление команды ЦСМС происходило в балансе, одно следовало за другим.

Если говорить о пятилетнем периоде, то структура ЦСМС претерпела серьезные изменения. На заре нашей деятельности в 2016 году пришлось оперативно затыкать «горящие точки», после чего мы уже проводили плановые изменения штата. Например, служба спутникового позиционирования была только на Северо-Западе, а на Дальнем Востоке, где у нас основная рыбалка, нет. И нам пришлось оперативно открывать службу на Камчатке. В последствии, с развитием нашей технологичности и появлением в 2019 году на портале ОСМ внутреннего сервиса для службы спутникового позиционирования, мы создали единую структуру с круглосуточным обслуживанием, по сути, всего земного шара.

За эти 5 лет мы оптимизировали штат ЦСМС – с 393 человек в 2016 году до 205 по итогам 2019 года. Этому способствовала, в частности, передача непрофильных направлений деятельности в Росморречфлот, а именно глобальной морской системы связи при бедствиях. Таким образом, мы сократили штат на 134 человека и избавились от имущества, требующего больших хлопот и вложений. При этом мы не выгнали людей на улицу, а договорились об их трудоустройстве в Росморпорт на те же позиции. Многие получили даже лучшие финансовые условия, чем мы могли им предложить. ЦСМС же сконцентрировался на основной задаче – мониторинге судов.

В филиалах ЦСМС также произошли изменения, удовлетворены ли Вы проведенной работой?

Безусловно. На старте нашей работы было 8 филиалов в регионах страны, сейчас у нас два полноценных центра мониторинга – в Мурманске и Владивостоке, а также 5 территориальных отделов.

Это связано с сокращением численности сотрудников и функционала территориальных отделов, например, за счет внедрения современных технологий в административно-управленческие процессы – электронного документооборота, автоматизированных систем управления финансами, кадрами и других.

Такой подход позволил нам отказаться от бухгалтеров и кадровиков в регионах, сократить затраты на документооборот, увеличить скорость обмена внутренними документами.

Иными словами, технологичность процессов внутри ЦСМС позволяет серьезно экономить? Как это сказывается на финансовых показателях учреждения?

Приведу простой пример: внедрение IP-телефонии сократило наши расходы на связь между подразделениями на 60%. Благодаря внутренней части портала ОСМ для службы спутникового позиционирования в 2019 году мы сэкономили 40% бюджета на оплате спутникового трафика – в абсолютных цифрах это около 20 млн рублей. Высвобождающиеся средства мы направляем на дальнейшее развитие наших сервисов, как внутренних, так и внешних.

Конечно, наши финансовые показатели не так волнуют рыбаков, а зря, потому что все разработки, создание и улучшение сервисов мы финансируем за счет заработанных средств. Например, в 2015 году доходы от коммерческой деятельности в бюджете учреждения составляли чуть больше 20%, а по итогам 2018 года мы получили уже более 50% внешних доходов, сейчас этот показатель приближается к 60%.

С 2015 года мы увеличили объем коммерческих доходов в три раза, при этом мы получаем доход не только от российских рыбаков, существенную долю приносят и иностранные суда – по сравнению с 2015 годом мы увеличили эту долю в четыре раза.

Сказался ли рост доходов учреждения на заработной плате сотрудников?

Безусловно, с 2015 года мы существенно подтянули среднюю заработную плату в учреждении, что является также важным и с точки зрения надежности функционирования Центра мониторинга, как учреждения, и с точки зрения повышения качества жизни наших сотрудников.

В 2015 году средняя заработная плата в учреждении, без учета руководящего состава, в целом по стране была 45 тысяч рублей, то по итогам 2019 года она составила уже 94 тысячи рублей, что сопоставимо со средней зарплатой в отрасли и даже чуть выше.

Высокий уровень заработной платы позволяет нам тщательно подходить к отбору кандидатов, привлекать наиболее квалифицированные и опытные кадры.

Как видите работу ЦСМС в ближайшие пять лет? На что будет сделан упор?

Мы видим свою задачу, в первую очередь, в доведении до ума всех ранее начатых проектов. Безусловным приоритетом является переход на электронные разрешения с интеграцией с порталом «Госуслуги» и внедрение Электронного промыслового журнала с заменой бумажного. Принятие федерального закона об ЭПЖ и электронных разрешениях запустит этот процесс в масштабе. Эту работу мы обязательно доведем, пусть никто не сомневается.

В предстоящий период мы должны полностью перейти на электронный обмен данными с рыбаками, включая оперативную и статистическую отчетность. Технологически мы уже к этому готовы и думаю этот переход не заставит себя долго ждать. Мы уже начали плавную цифровизацию прибрежного лова и будем продолжать это делать деликатно, учитывая особенности такой рыбалки – удаленность, отсутствие интернета и др.

Для удобства рыбаков мы продолжим интеграцию наших сервисов с услугами ФНС России и Минтрансом по примеру, как налажена работа с Россельхознадздором и погранслужбой ФСБ России.

Какие направления будет развивать ЦСМС? Появятся ли новые сервисы для рыбаков?

Мы должны завершить работу по созданию системы «Квоты» - это очень важный элемент в жизненном цикле Отраслевой системы мониторинга. Эта работа, признаюсь, пока идет тяжело – сам процесс очень трудоемкий, в нем задействованы разные люди и подразделения, большой объем нормативных документов и требований. В любом случае, мы эту работу завершим – другого варианта нет.

Мы должны перейти на электронные свидетельства технических средств контроля – подача заявок уже реализована на портале и пользуется спросом у рыбаков, теперь мы должны перевести в электронный вид свидетельства и закрепить их в нормативных актах для того, чтобы отказаться от бумажного документа на борту.

Мы приступили к созданию нового аналитического сервиса на смену ПАК «Аналитика». На первом этапе мы внедрим его для внутреннего пользования, а потом для всех остальных, когда убедимся в его корректной работе. Думаю, мы это сделаем в среднесрочной перспективе.

Кроме того, у нас есть планы по замене картографического сервиса на современный и легкий в использовании.

Ну и, конечно, мы бы хотели создать приложение для мобильных устройств, которое объединит все наши ключевые сервисы. На первом этапе мы сосредоточимся на том, чтобы сделать приложение как личный кабинет портала ОСМ с дальнейшим развитием аналитики и картографии.

Хочу отметить, что мы не получаем бюджетное финансирование на эти работы. Мы это делаем из своего бюджета, своими силами. Вот такие планы на ближайшие пять лет.

Доведение до ума ЭПЖ заняло немало времени? Как велась работа над журналом и какую трансформацию он прошел?

Хочется отметить ту работу, которую мы провели вместе с рыбаками по наладке Электронного промыслового журнала. В 2016 году, когда мы выпустили первую обновленную версию ЭПЖ, он был установлен для тестирования на 108 судах. До этого старую версию ЭПЖ разрабатывали 6 лет и испытания сумели провести только на единичных судах.

За все время испытаний ЭПЖ испробовали более 700 судов - это около 70% всего флота, которое с принятием федерального закона будет обязано использовать ЭПЖ. Это совершенно другой подход. Мы идем не по пути от создания нормативных документов к практике, а ведем эти процессы параллельно, чтобы у рыбаков было время научиться пользоваться ЭПЖ. Сейчас ЭПЖ в том или ином режиме используют уже половина рыбопромысловых судов. За этот период мы обучили более 1 тыс. человек работе с ЭПЖ, включая рыбацкие команды и сотрудников пограничных управлений.

ЭПЖ вышел уже далеко за рамки изначального проекта, и мы думаем, что пора изменить названия программного комплекса по различным направлениям. Сейчас есть две версии программного комплекса: судовой ПК ЭПЖ, который и задумывался изначально, ПК ЭПЖ СТО для подачи СД на маломерном флоте и рыбалке без использования судов, а также пятидневной (суточной) отчетности в территориальные управления. Проект распоряжения об этом уже готовится к выходу. Судовая версия ЭПЖ расширена функционалом трансграничного обмена данными о вылове.

Популярность ЭПЖ после выхода нового порядка передачи данных резко возросла. И если раньше число пользователей ЭПЖ можно было пересчитать по пальцам, то сейчас оно исчисляется десятками. Сколько судов передают ССД в ОСМ в электронном виде? Как это упростило отчетность рыбаков и работу ЦСМС?

На сегодня полностью на электронные ССД перешло 135 судов. Это порядка 15% флота. Считаю это хорошим результатом за 4 месяца действия 721 приказа. Мы ведем работу с компаниями и убеждаем их в необходимости и удобстве перехода на электронные ССД.

О преимуществах использования ЭПЖ говорилось не раз, это и возможность контроля переданных ССД через личный кабинет, фиксация времени подписания, отправки и приема ССД на серверной части, что является немаловажным фактором при урегулировании вопросов с контролирующими органами, исключение синтаксических и логических ошибок при составлении ССД, интуитивно понятный интерфейс заполнения ССД и многие другие.

Рыбаки медленно, но верно осознают удобство и практичность ЭПЖ. И это радует.

Реализация нового порядка передачи данных в ОСМ вызвала немало вопросов у рыбаков. Сейчас эти вопросы иссякли? Как оцениваете ход реализации нового порядка? Что он дал рыбакам и ответственным ведомствам?

Вопросы иссякли уже давно, еще в июне. Мы разрешили все вопросы, возникающие в массовом масштабе и подробно объяснили все нюансы нового порядка передачи данных в Отраслевую систему мониторинга. Отдельные вопросы возникают, это рабочий процесс, поэтому решаем их индивидуально с рыбаками.

Принятие 721 приказа можно назвать большим достижением нашей работы, так как еще в 2008 году был отменен аналогичный документ Госкомрыболовства, который регулировал правила отчетности для рыбаков, и с тех пор, можно сказать, мы с рыбаками отчитывались «по понятиям», негласно соблюдая положения этого документа. Был некий вакуум, то есть подача ССД, его структура, требования – ничем не регулировались.

Исторически Западный и Дальневосточный бассейны развивались с некоторыми индивидуальными особенностями подачи ССД. Мы объединили их, включив в 721 приказ лучшие практики. Самое большое количество вопросов возникало к Ш-формату, утратившему, на наш взгляд, свою актуальность – как заполнять, что писать, где отмечать. Например, с рыбаков Дальнего Востока, в отличие от Запада, не требовали детального указания вылова, только общий. 721 приказ ввел такое требование, соответственно, у рыбаков Дальнего Востока появилась масса вопросов, а как заполнять, а что писать. Рука ведь исторически по-другому набита, поэтому были ошибки, но ничего – переучились.

Много ли ошибок возникает при использовании Ш-формата?

Сам Ш-формат очень сложный – это же набор символов и ошибиться достаточно легко, плюс внедрение новых разделов и требований и привело ошибкам и некоему коллапсу на старте. Количество ошибок с Ш-форматом с мая конечно снизилось, но все равно насчитывает от 10 до 23% в зависимости от бассейна. У тех, кто перешел на подачу ССД в электронном виде ошибок практически нет, использование Электронного промыслового журнала свело их к нулю.

Должен признать, что некоторые вопросы рыбаков обоснованы, в частности, к тем моментам, которые недостаточно хорошо были проработаны на этапе издания приказа, согласований между ведомствами. Мы совместно с рыбаками выявили эти казусы, подготовили проект изменений в 721 приказ, надеемся, что после финальных согласований документ в скором времени будет подписан.

Есть ли планы по отказу от Ш-формата?

Мы предложили исключить Ш-формат при подаче ССД и внесли это предложение в проект изменений 721 приказа. После подписания документа подача ССД должна будет осуществляться только в электронном виде. Конечно, будет предусмотрен переходный период и сохранится подача ССД в Ш-формате в течение 72 часов при невозможности по техническим причинам подачи ССД в форме электронного документа. Ш-формат уйдет в прошлое. ЭПЖ работает корректно, стабильно, не вызывает никаких вопросов и поэтому мы приняли решение о полном переходе на электронные ССД.

Изменения в 721 приказ обяжут рыбаков подавать ССД в электронном виде, но при этом они смогут вести промысловый журнал, как и прежде, в бумажном виде и хранить его на борту. С принятием и вступлением в силу федерального закона об ЭПЖ и электронных разрешениях мы откажемся от бумажного промыслового журнала, от технологического журнала и откажемся от такой формы, как подача ССД. Иными словами, на замену всему этому придет заполнение ЭПЖ раз в сутки.

Какие еще важные изменения для рыбаков ввел 721 приказ?

Новый порядок предъявил требования о необходимости актуализации данных по субъекту мониторинга и судам, в том числе в электронном виде через портал. Это тоже крайне важно с точки зрения функционирования ОСМ. Если в ОСМ некорректные данные по субъекту мониторинга или судам, то вся последующая информация будет некорректной, в том числе в аналитических сервисах.

Кроме того, мы легитимизовали подачу в электронном виде оперативной и статистической отчетности.

Портал ОСМ постепенно наполняется новыми функциями. Какие возможности сейчас есть у рыбаков в личном кабинете?

Портал Отраслевой системы мониторинга мы позиционируем как единую точку входа и выхода информации и стремимся к тому, чтобы все сервисы для рыбаков были сосредоточены в их личных кабинетах на портале ОСМ.

Сейчас в личном кабинете уже есть набор инструментов, которым начинают активно пользоваться рыбаки: подача оперативной и статистической отчетности, подача заявки на тестирование ТСК, обновление информации о субъекте мониторинга и судах компании, модуль МКУБ, запуск которого в промышленную эксплуатацию мы очень ждем, и различные внутренние системы управления работой ОСМ. В этом году должна завершиться работа по электронным разрешениям.

Если говорить о цифрах, то после вступления в силу приказа о порядке передача данных в ОСМ у пользователей появилась возможность подавать отчеты через портал ОСМ и за второй квартал мы получили в электронном виде более 10% отчетов. Считаю это хорошим показателем на старте.

Еще одним достижением является развитие сотрудничество с «Гонцом». Как сейчас выстроена работа, каковы дальнейшие планы?

Мы прошли очень нервный путь от «Аргоса» до «Гонца». Но мы его прошли, хоть никто и не верил в «Гонец» на первом этапе. И зря. На сегодняшний день мы уже имеем более 200 судов, работающих исключительно с ТСК «Гонец», а это около 300 терминалов, функционирующих на судах.

За этот период времени совместно с «Гонцом» мы переработали станцию для нужд нашего флота. Спасибо нашему партнеру, который всегда относится с пониманием и отзывчивостью к нашим просьбам, предложениям и замечаниям.

С декабря 2019 года произведено уже два запуска спутников «Гонец», группировка является устойчивой и будет еще пополняться, сомнений в этом нет.

Идет работа над урегулированием вопроса по снятию ограничения на вывоз терминалов за пределы РФ, которое наложено в связи с шифрованием данных. Важно, что урегулирование этого вопроса приведет еще и к снижению стоимости, а также уменьшению в размерах самого терминала. Надеемся, что эта работа будет завершена в ближайшее время и мы выйдем на создание линейки новых терминалов – удобных, недорогих и конкурентоспособных и по стоимости, и по качеству исполнения в сравнении с иностранными аналогами.

В этом году коронавирус внес коррективы в график командировок и очных встреч с рыбопромышленниками, но по ощущениям диалог с рыбаками стал намного продуктивнее, чем раньше. Как оцениваете работу ЦСМС в этом направлении? Что еще предстоит сделать, чтобы быть с рыбаками на одной волне?

С самого первого дня нашей работы мы взяли курс на непосредственное общение с рыбаками. И в течение 5 лет мы этот курс выдерживаем, не сбиваясь с него. Коронавирус поменял лишь форму взаимодействия – с очного на онлайн. Если раньше мы проводили регулярные собрания с рыбаками всех бассейнов, то сейчас мы проводим видеоконференции и вебинары по актуальным темам. Конечно у нас случаются недопонимания, особенно когда вводятся новые правила, или порядок передачи данных, но мы их быстро и конструктивно решаем. Мы всегда открыты к диалогу.

Как повлияла пандемия на диалог с иностранными партнерами и реализацию проектов по электронному обмену данными о вылове. Как идет тестирование и когда планируется приступить к полноценному обмену?

Если говорить о международном сотрудничестве, то сейчас в активной фазе идут тестирования электронного обмена данным с нашими партнерами – Норвегией и Фарерскими островами, чуть медленнее – с Исландией.

С Норвегией и Фарерскими островами мы протестировали с берега все рапорты, все работает корректно. Согласовали отчеты для рассмотрения на двусторонних комиссиях. Исландия подтверждает свои намерения по электронному обмену данными, но пока процесс движется медленнее, чем нам бы хотелось по независящим от нас причинам, поэтому в режиме ожидания.

Коронавирусная ситуация внесла коррективы в наши планы по началу электронного обмена – 2021 год мы посвятим тестированию электронного обмена данными с судов, а с 2022 года, если не будет никаких масштабных природных, экологических, пандемических коллапсов, перейдем уже к полноценному электронному обмену.

Вернуться к списку