Federal Government-Financed Institution "Centre of Fishery Monitoring and Communications"

Опрос










Главная | СМИ о нас | «Гонец» на службе рыбопромыслового флота

«Гонец» на службе рыбопромыслового флота

31.07.2017

Год назад после выхода приказа Минсельхоза № 294, обновившего список разрешенных технических средств контроля, стало очевидно, что импортозамещение добралось и до этой сферы. К использованию на судах рыбопромыслового флота были допущены судовые земные станции (СЗС) двух систем – международной «Инмарсат» и российской «Гонец».

«Гонец» – отечественная разработка в области ТСК, ее внедрение на рыбопромысловом флоте началось буквально полгода назад. Часть судов уже успела опробовать новый продукт в деле – в рамках опытно-промышленной эксплуатации, в ходе которой поступавшие предложения рыбаков оперативно передавались создателям СЗС.

Как рассказали Fishnews в Центре системы мониторинга рыболовства и связи (ЦСМС), СЗС «Гонец» представляет собой станцию подвижной спутниковой связи морского исполнения. В ее задачи входит обеспечение двусторонней передачи информации через орбитальную группировку российской системы персональной спутниковой связи «Гонец». Для системы достаточно односторонней передачи курсовых данных судна в ЦСМС в автоматическом режиме, обратный же канал станции не используется. При применении «Гонца» для передачи судовых суточных донесений электронного промыслового журнала можно задействовать и обратный канал – для обмена с берегом необходимыми данными.

В комплект системы входит компактный блок приема-передачи с резервным аккумулятором. Он обеспечивает до шести часов автономный работы и включается в случае временного отказа бортовой сети. Еще один обязательный элемент – антенна, которую даже не нужно специально наводить на спутник слежения. Пользователь просто устанавливает ее на палубе в открытом месте для покрытия сигналами ближайших спутников, никаких специальных настроек не требуется.

Для определения местоположения СЗС «Гонец» использует встроенный приемник ГЛОНАСС/GPS. Прием данных сразу от двух систем гарантирует высокую надежность и точность определения координат судна до 10 м. «Гонец» работает на любых широтах, включая полярные, что особенно важно для судов, ведущих промысел в северных морях. Это достигается за счет круговой полярной орбиты системы: каждый спутник обязательно пролетит в зоне и сможет провести сеанс связи с судном.

«В составе системы «Гонец», оператором которой мы являемся, 12 отечественных спутников связи. Каждый аппарат при пролете закрывает зону около 5 тыс. км в диаметре. Орбитальная группировка космических аппаратов «Гонец-М» сформирована и поддерживается в рамках Федеральной космической программы. Аппараты выводятся по три за один запуск – это нужно для поддержания необходимых пользователям характеристик системы», – говорит Дмитрий Баканов, генеральный директор АО «Спутниковая система «Гонец».

По его словам, вся информация, передаваемая с судов, «приземляется» на станции в России, это важно с точки зрения защиты информации. «Мы тесно сотрудничаем с ЦСМС – нашим официальным дилером по продаже судовых станций «Гонец», работа ведется в рамках соглашения, подписанного в конце 2016 года. Первые результаты уже есть – ряд судовладельцев установили наши станции, имеются положительные отзывы. Мы используем полученный опыт эксплуатации СЗС «Гонец» на рыболовецких судах и движемся вперед», – отметил представитель оператора.

Поначалу у рыбаков ощущалась настороженность по отношению к «Гонцу», как к любому новшеству, признает начальник ФГБУ «ЦСМС» Артем Вилкин, тем более что на первом этапе внедрения не обошлось без затруднений. «Мы находимся в постоянном контакте с АО «Гонец» и видим, что работа терминалов и всей системы – стабильная и хорошего качества. Мы непрерывно работаем над улучшением сервисных служб и уровня обслуживания клиентов и видим положительный результат», – заверил руководитель учреждения.

В планах ЦСМС и компании-разработчика целый ряд совместных проектов, направленных на развитие и улучшение всей системы. «Отечественный продукт дешевле и по цене за терминал, и по цене за трафик, он обеспечивает информационную безопасность данных и надежен во всех аспектах. Мы намерены предлагать контролирующим органам и регулятору наращивать сервисы на базе отечественной спутниковой системы «Гонец», – пообещал Артем Вилкин.

«Лаборатория «Коспас», которая является сервисным центром по обслуживанию и установке технических средств контроля, одной из первых в дальневосточном регионе решила перейти на отечественную систему и принять участие в опытно-промышленной эксплуатации. «Разработка системы «Гонец» нас интересовала еще до введения в действие приказа № 294, поэтому при взаимодействии с оператором наши специалисты прошли обучение на право проведения монтажных и пусконаладочных работ по абонентским терминалам. Один терминал мы сразу же приобрели на свое предприятие и по согласованию с судовладельцем установили на рыболовное судно в качестве тестового образца, так как у нас были сомнения, что аппаратура будет нормально функционировать в морских условиях», – рассказал представитель компании Святослав Костин.

По его словам, одновременно на том же судне был установлен терминал системы «Инмарсат-С». Судно работало в системе отраслевого мониторинга, как через «Инмарсат-С», так и через «Гонец». За время эксплуатации с начала февраля сбоев в работе «Гонца» не произошло. «Еще три терминала мы установили на судах сахалинских рыбопромышленников. Действительно, сначала были трудности в настройке и установке оборудования, но благодаря помощи технических специалистов «Гонца» все терминалы были успешно введены в работу», – добавил Святослав Костин.

По мнению заместителя начальника Владивостокского филиала ФГБУ «ЦСМС» Сергея Лейченко, настороженное отношение к российскому оборудованию среди судовладельцев возникло в прошлом году – во время проведения испытаний предсерийных образцов. Тогда претензии предъявлялись как к качеству комплектующих, так и к сборке.

«В результате у некоторых судовладельцев сложилось впечатление о «Гонце» как о сыром продукте, – посетовал замглавы филиала. – Сейчас оборудование выпускается серийно, и в наш филиал поступают судовые станции «Гонец», доработанные на основании замечаний, переданных судовладельцами. В этом году не выявлено случаев брака – каждая партия проходит тройной контроль: после проверок производителем и специалистами Морского регистра судоходства каждый терминал проходит обязательное тестирование в лаборатории оператора системы «Гонец».

По информации ЦСМС, станции «Гонец» по сравнению с другими разрешенными ТСК оказались более требовательными к качеству монтажа. В этом плане недоработкой компании-оператора было недостаточное информирование судовладельцев о необходимости обращения в сертифицированные сервисные центры для установки системы.

Типичный пример – проблема, которая возникла на одном из судов во время тестирования на Черноморском бассейне. При монтаже системы силами экипажа антенна была закреплена вблизи нештатных светодиодных прожекторов – их электромагнитное излучение вызывало сильные помехи. После включения станция работала некорректно, что вызвало нарекания со стороны судовладельца. Инцидент был исчерпан, когда специалист службы эксплуатации оператора обнаружил с помощью специального оборудования сильные радиопомехи рядом с антенной. После переноса аппаратуры в другое место СЗС «Гонец» стала работать исправно.

По результатам опытно-промышленной эксплуатации можно говорить о том, что использование системы «Гонец» полностью отвечает требованиям отрасли, уверены в Центре системы мониторинга рыболовства и связи. Производитель оборудования поддерживает постоянный контакт с ФГБУ как с официальным дилером оборудования, что позволяет передавать разработчикам все замечания и пожелания пользователей, чтобы превратить СЗС «Гонец» в продукт мирового уровня.

Источник: Fishnews. Крупным планом