Federal Government-Financed Institution "Centre of Fishery Monitoring and Communications"

Опрос









Главная | Опытная эксплуатация ЭПЖ | Применение электронной подписи

Применение электронной подписи

Применение электронной подписи в рамках ПТК ЭПЖ состоит из нескольких шагов:

1. Капитан судна или иное уполномоченное лицо является в ФГБУ ЦСМС и передаёт квалифицированный сертификат (открытый ключ, который можно свободно передавать и выкладывать в открытый доступ) для регистрации в Системе ПТК ЭПЖ. При направлении заявки на получение электронной подписи (далее – ЭП) для капитана судна следует также включать в неё лицо, замещающее капитана в форс-мажорных ситуациях. В настоящее время нет нормативных ограничений на выдачу ЭП для капитанов и лиц, замещающих их, таким образом, судовладелец может оформить сразу несколько ЭП.

2. ФГБУ ЦСМС осуществляет регистрацию учётной записи капитана судна и осуществляет привязку к данной учётной записи квалифицированного сертификата. Данные сохраняются в LDAP-каталоге.

3. Капитан судна, с использованием АРМ ЭПЖ «Судно» и ключевого носителя, подписывает судовое суточное донесение своей электронной подписью. В состав АРМ ЭПЖ «Судно» входит ПО Jinn-Client, имеющее (как и ПК Jinn) сертификат соответствия ФСБ России на соответствие требованиям к средствам ЭП, утверждённым Приказом ФСБ России от 27 декабря 2011 г. № 796 "Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам удостоверяющего центра"  и использующееся для выполнения требований Федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи».

4. Подписанное электронной подписью судовое суточное донесение, посредством спутниковой связи, доставляется в серверную часть ЭПЖ «Берег».

5. Поступив на обработку в кластер серверов 1С: Предприятие, электронная подпись капитана судна, подписавшего судовое суточное донесение, направляется на обработку в:

  • LDAP-каталог, с целью сверки ФИО и открытого ключа, содержащегося в электронной подписи судового суточного донесения, с данными хранящимися в каталоге. Основной целью данной проверки является определение факта, что судовое суточное донесение подписано легитимным капитаном судна (имеющим соответствующие полномочия), учетная запись и квалифицированный сертификат которого зарегистрированы в ФГБУ ЦСМС;
  • ПК Jinn-Server, с целью проверки целостности электронной подписи и анализа квалифицированного сертификата, чей открытый ключ присутствует в подписи. Основной целью данной проверки является определение факта, что целостность электронной подписи не нарушена, сертификат является квалифицированным и не является аннулированным. На основании этих данных можно признать, что данная подпись является квалифицированной.

Электронная подпись документа, созданная в рамках ПТК ЭПЖ, обладает свойством неотказуемости - лицо, на которое указывает ЭП под документом, не может заявить о том, что предъявленный документ не отправлялся данным лицом, т.к. в ЭП будет присутствовать открытый ключ капитана судна, который однозначно связан с закрытым ключом капитана судна, хранящегося на ключевом носителе (токене).

В случае возникновения спорной ситуации, подтверждение электронной подписи в документе выполняется при помощи АРМ разбора конфликтных ситуаций из состава ПК Jinn. Данный АРМ РКС на основе данных из электронной подписи, цепочки сертификатов аккредитованного УЦ и списка аннулированных сертификатов (или OCSP- и TSP-ответов) даёт однозначную оценку, чьей электронной подписью подписан документ и действовал ли сертификат капитана судна на момент подписания документа. На основе данных действий принимается решение о юридической силе документа, подписанного ЭП капитана.

ЭП выдается сроком на 1 год и 3 месяца, в этой связи при ведении промысла в течение 8-10 месяцев срок действия ЭП является достаточным. Во избежание возникновения ситуаций с истечением срока действия ЭП во время промысла, рекомендуется предварительно проверить ЭП перед уходом в море. Также предусмотрена выдача ключа ЭП для капитана по доверенности, таким образом, ключ ЭП может быть передан капитану после захода в порт для пополнения запасов и смены экипажа. В настоящее время при проведении опытно-промышленной эксплуатации ЭПЖ ключ ЭП может быть передан удаленно капитану на судно, однако после ввода в промышленную эксплуатацию подобная передача будет невозможна в связи с действующим законодательством Российской федерации.